Doom на самом деле очень многосторонняя франшиза. Помимо классической дилогии, заложившей основы жанра шутеров на десять лет вперёд, в ней также были и «рельсовый» тир, и пошаговая Doom RPG. Была даже настольная Doom: The Boardgame и несколько книг (правда книги — отдельная вселенная, где демоны скорее инопланетная раса).
Разумеется, классический Doom был портирован на множество платформ. Однако, например, Doom 64 для Nintendo 64 был не просто портом, а продолжением Doom 2 со своим сюжетом, атмосферой с уклоном в хоррор и даже парой новых монстров. Кстати, в 2004 году вышел Doom 3, уклонившися в хоррор ещё дальше (и, к сожалению, не слишком удачно).
К чему я всё это? А к тому, что в Doom 2016 года разработчики старались следовать если не букве, то духу именно первой игры. Но вот Doom Eternal — это явный шаг в сторону. Учитывая вышесказанное, может не такой уж большой шаг для франшизы, но...
Огромный прыжок для Думгая
В первом Думе, если помните, игрок вообще прыгать не мог. А здесь у нас есть не просто прыжок, а ещё и двойной прыжок, плюс мощный рывок вперёд! И рывок тоже можно провести в воздухе два раза, а если подобрать «бустер» то и больше.
Конечно, прыжки в сегодняшних шутерах — это норма. И я бы не концентрировал на новшествах внимание, но сама игра использует описанный «акробатический» арсенал на полную катушку. На многих аренах развешаны перекладины, цепляясь за которые вы продлеваете прыжок и при должном умении можете мгновенно уйти от навалившихся монстров. И тут же запрыгнуть на выгодную стрелковую позицию. А потом таким же манером снова уйти из под обстрела.
Нередко попадаются и «трамплины», запускающие наступившего игрока ввысь, где благодаря тому же рывку можно долететь до высокого уступа. Опять-таки ради тактической выгоды или чтобы забрать лежащие там боеприпасы. Кстати, припасы и всякие бонусы иногда даже просто висят в воздухе. Уже догадались как до них добраться?
Гимнастические упражнения будут и вне боя. Иногда вам необходимо дёрнуть за рычаг и проскакать по временно выдвинувшимся перекладинам, чтобы добраться до секрета с бонусом. А бывает, что «прыжковую головоломку» необходимо решить и чтобы просто пройти дальше. Дожили. Прыжковые головоломки в Doom!
Нужно больше пушек?
Впрочем, о стрельбе не забыли. Когда на вас вываливается очередная толпа монстров, пути к отступлению почти всегда оказываются закрыты. И единственный способ пройти дальше — перебить всех тварей. Благо арсенал для этого богаче некуда.
Два вида дробовиков, ракетница, плазмомёт, пулемёт, тяжёлая пушка, легендарная BFG 9000… Причём у большинства видов оружия есть ещё и по две модификации. Зажмёте правую кнопку мыши, используя тяжёлую пушку, и она обретёт оптический прицел, превратившись в снайперскую винтовку. Или начнёт стрелять самонаводящимися мини-ракетами. А боевой дробовик, например, модифицируется для стрельбы очередями, либо для метания бомб-липучек. При этом выбрать модификацию можно прямо по ходу боя, хотя на смену режима потратятся драгоценные доли секунды.
И если вы думали, что это всё — огромный арсенал ещё дополнен особыми атаками и снаряжением. А именно осколочной и замораживающей гранатами, огнемётом и бензопилой. Их использование подвешено на отдельные кнопки и неспроста — для каждого из трёх видов снаряжения есть свой (и относительно долгий) период перезарядки. Но зато и помощь в бою от них существенная — подожжённые враги не только получают дополнительный урон, но и роняют зелёные щитки для восстановления брони вашего скафандра. А из распиленного противника вываливаются патроны для всех пушек сразу.
Гранаты в этом смысле действуют проще. Осколочная «всего лишь» наносит очень большой урон группам врагов, а криограната замораживает их, превращая в удобные и более уязвимые мишени — это особенно полезно против вёртких противников.
И, наконец, «кровавый удар» — супер-версия удара кулаком (клавиша E по умолчанию), убивающая сразу нескольких врагов, если они стоят перед вами. Для того, чтобы воспользоваться суперударом, надо его зарядить, убивая оглушённых противников — тех которые мигают. Если подойти к такому и нажать E, то вместо обычного удара вы увидите особо зверскую расправу. Причём из поверженного врага ещё и здоровье вывалится. Впрочем, это уже было в Doom от 2016 года.
Каждой твари по...
Если подумать, большая часть описанных выше нововведений уже была в Doom 2016. В том числе и более линейная структура уровней с «аренами» для боёв. А вот чего не было — так это детальной проработки уязвимостей для каждого, более-менее значимого монстра.
Многим из мощных врагов можно отстрелить их оружие, броню или ещё что-то. Первое особенно полезно против дальнобойных противников, вроде арахнотронов и ревенантов. Второе может показаться не таким значимым — какая разница на что мы тратим выстрелы? Однако во многих случаях броня может быть особенно уязвима для определённого типа оружия. Например, кровавого удара.
Кстати, об уязвимости для разного типа оружия. Если бросить в открытую пасть какодемона гранату или бомбу (в модификации дробовика), он проглотит её и после взрыва будет временно оглушён. Учитывая, что обычно для оглушения нужно снести врагу почти всё здоровье и у какодемона оно весьма солидное — подобным вариантом расправы никогда нельзя пренебрегать.
А плазмомёт пригодится против энергетических щитов, использование которых адские создания освоили, видимо, в сотрудничестве с Объединённой Аэрокосмической Корпорацией. Они даже научились прикрывать ими друг друга. Однако немного плазмы не только быстро перегрузит щит, но и взорвёт его, уничтожив целую толпу.
И так далее, и тому подобное. Для победы в Doom Eternal вам надо будет не только скакать по всей «арене», но и одновременно жонглировать вооружением, подбирая нужную пушку под тип ситуации и вид противников. И никакой передышки или сохранений, пока не зачистите всех и вся! Разве что при вызове кругового меню выбора оружия время будет замедляться. И ещё вы можете установить руну, которая будет включать слоу-мо при использовании модификации. Тогда будет ещё одна возможность подумать (хе-хе, поняли шутку?) зависнув в прыжке.
Собери их все!
Ах, да! По ходу кампании вы же сможете найти особые руны, наделяющие вашу «Преторианскую броню» небольшими, но иногда очень полезными бонусами. А ещё вы будете встречать этакие призрачные статуи, выдающие вам «очки преторианца». Они нужны для улучшения возможностей брони, в первую очередь связанных с гранатами и огнемётом. Опции отображаются в отдельном разделе, не связанном с рунами.
Активировать модификации оружия тоже надо будет на уровнях, у особых дронов — то есть поначалу вам придётся выбирать между различными видами стрельбы. А вдобавок каждую из модификаций можно улучшить, тратя «очки оружейника» и проходя особые испытания.
Также среди секретов на уровнях будут страницы «кодекса», которые можно прочитать в отдельном меню. И коллекционные предметы — их, после подбора, можно посмотреть в «Цитадели Рока». Это отдельный уровень-хаб, куда вы будете попадать между основными уровнями-миссиями.
Кстати, в Цитадели есть целые комнаты, которые будут заблокированы пока вы не пройдёте до нужного сюжетного события или открываемые при помощи «батарей преторианцев» — тоже надо искать при прохождении. Чаще всего в секретных нычках.
В общем, разработчики не мелочились — втиснули в игру всё, что только возможно. И не только в одиночную кампанию. Сам профиль игрока «прокачивается», когда вы получаете очки за достижения, сбор предметов и прочее. В меню открываются новые значки, фоны, косметические предметы, включающие «скины», для облика и самого «Палача Рока» и для демонов, в которых можно превращаться в мультиплеере.
Правда, я бы вначале всё-таки прошёл большую часть сингла — он специально устроен так, что постепенно открывая новые возможности, вам легче освоится с оружием и снаряжением. Даже подсказки всплывают при появлении каждой новой пушки или вида противников.
Не по Кармаку
Сама кампания заставила меня вспоминть Unreal II: The Awakening. Как и там, вы отправляетесь на задания с упомянутой «Цитадели Рока» после детального брифинга от ИИ, загруженного в её компьютер. Кстати, интеллект этот — тот самый ВЕГА из предыдущей Doom. И в ходе каждой миссии вас также ждут его указания по рации. А ещё немало постановочных сцен между боями, раскрывающих персонажей — и враждебных, и союзных.
Это происходит уже в начале игры — переложении завязки Doom 2: Hell on Earth, где демоны вторгаются на Землю. Вот только после первого же боя в диалогах почти сразу всплывает множество новых названий и имён, среди которых Кан Созидательница — лидер мира Ударк. Она имеет свои планы на Землю и покровительствует трём жрецам, вызвавшим на нашу планету адские орды.
Так что теперь шутка про рай, как бонусный уровень Doom стала частью лора. Но прежде чем встретиться с Кан, Палач Рока (так зовут на русском нашего героя, если не забыли) отправляется в ещё один мир, где некогда жили люди, но с более продвинутой техникой. И даже сражались с демонами, пока несколько предателей из элитной армии «Ночной стражи» не принесли в жертву свой мир, встав на сторону Кан.
И это только начало. Авторы определённо пошли против заветов Джона Кармака и навернули сюжет по максимуму. И благодаря такому сюжету, нашего Палача помотает по многим местам и вселенным. Помимо наполненных лавой адских бездн и коридоров военных баз вас ждут руины мира «Ночных стражей» и другие локации, со своим, как правило ярким и запоминающимся, стилем.
Продолжение банкета
Одиночная кампания Doom Eternal — явно основное блюдо для игроков. Но не единственное. Во-первых, вы можете вернуться на пройденные уровни, чтобы найти все секреты и пройти дополнительные испытания. Имеются даже «мастер-уровни» — версии обычных, но с ещё большим количеством врагов, сложными препятствиями и особыми наградами за прохождение.
А во-вторых, к игре уже вышло одиночное дополнение Ancient Gods – Part One.
На этот раз вас ждут всего три мира. Но зато врагов, в том числе и новых, там вы там встретите выше крыши. Судя по обзорам (я DLC так и не прошёл) крыша эта от огромных толп монстров едет даже у бывалых думеров, даром что с самого начала кампании доступны все улучшения и арсенал из основной игры. По ходу сюжета дополнительно выдадут три новых руны (которые можно использовать в отдельном слоте одновременно со старыми), но они тоже не сильно помогут.
Сюжет я спойлерить не буду, хотя скажу что некоторые ходы сценаристов вызвали у меня смешанные чувства. Зато не скрою, что все три уровня стали гораздо более масштабными и даже разветвлёнными. Хотя «нелинейность» несколько нивелируется тем, что нас в бою снова каждый раз запирают в ограниченной секции. Иногда даже слишком ограниченной — какой-нибудь комнате, где даже гранатомётом не попользуешься.
Ну, по крайней мере обычные бои разбавлены испытаниями с особыми условиями. Например, в локации «Кровавое болото» будут светящиеся ростки, время от времени «взрывающиеся» ядовитыми спорами. Будет даже возможность поплавать под водой. И, конечно, будет пара новых боссов — один сложнее другого.
Второму Игроку Приготовиться
Вторая, многопользовательская «добавка» мне скорее не понравилась. Начать с того, что в мультиплеере всего ОДИН режим и я в нём дико сливаю. И при этом нет никаких опций, настроек, и списка серверов. Хорошо хоть матчи ищутся быстро, но что будет потом? Ведь даже возможности игры с ботами нет.
Хотя сам режим довольно необычен — называется Battlemode и играют в одном матче всего трое — один человек за Палача Рока, двое других за демонов. Причём игроки-демоны могут призывать демонов-ботов, либо активировать способности, вроде лечения второго игрока-демона или создания ловушек. Для каждого «класса» демонов существует пара вариантов. Манкубус, например, может быть «танком» с разными усилениями или «поддержкой», концентрирующейся на призыве «миньонов». То же самое для Арх-вайла, Ревенанта, Элементала боли и Мародёра.
Разработчики вроде бы ещё обещают «режим вторжений». Нет, они не решили до кучи впихнуть в Doom Eternal ещё и Dark Souls. «Вторгающийся» игрок появится в кампании жертвы не как фантом, а «вселится» в одного из демонов на уровне. Возможно даже сможет призывать или командовать другими демонами.
Идея на самом деле интересная. Но только неизвестно, когда её добавят — ведь, как и многим разработчикам, id пришлось сдвинуть график из-за пандемии. Кроме того, Battlemode на фоне такого обещания выглядит ещё хуже. Получается, что это даже не полноценный режим, а скорее «пробник» для механики вторжений.
Окей, думер!
В общем, я прекрасно понимаю тех, кто остался недоволен направлением развития серии. Перекроенный сюжет и новая мультивселенная с кислотно-яркими мирами, втиснутые в геймплей элементы прокачки и коллекционные сувениры. Старый Doom для своего времени обладал мрачной и даже серьёзной атмосферой. А здесь висящие в воздухе бонусы «дополнительная жизнь» и вываливающиеся из врагов пиктограммы патронов убивают эту атмосферу на корню.
Но я также и понимаю, почему Doom Eternal имеет 90% положительных обзоров и несколько номинаций на «игру года». При всех отступлениях от канонов это по-прежнему динамичный, мясной, а главное брутальный шутер. Он дарит думерам старой и новой закалки тот адреналин, те ощущения, которые были от олдскульных экшенов от первого лица, сделанных id Software.
Да, то что теперь основной способ добычи патронов и брони — распиливание горящих демонов может вызвать чувство диссонанса. Но это решение хорошо сочетается с остальными элементами игры и не вызывает такой фрустрации, как в своё время использование фонарика в Doom 3. Кроме того, у фанатов даже есть интересная теория, объясняющая залихватскую атмосферу происходящего.
В общем, к чему я всё это? А к тому, что разработчикам удалось главное – сделать Doom Eternal достойным приемником серии, пусть даже в погоне за интересными идеями им местами изменило чувство меры. И если вы ищите именно жестоких и бескомпромиссных сражений на аренах с толпами адских тварей, ваши ожидания будут выполнены на 100%.