Думаю, ни для кого не секрет, что развитие персонажей, приобретение новых возможностей и прочие виды улучшений присутствуют практически во всех современных играх. И не только в современных. А что? Ведь игрокам нравится. Повышение какой-нибудь важной характеристики или приобретение полезной способности — это конечно не победа в финальном сражении, но всё-таки шаг вперёд в прохождении игры. И вообще, приятно, что ты можешь делать что-то быстрее, сильнее или то что вообще не мог делать раньше.
Поэтому я решил разложить по полочкам, каким бывает развитие персонажа в различных играх. Ведь в одних случаях персонаж развивается так, как вы ему укажете, в других можно лишь подталкивать его в определённом направлении, а иногда от вас вообще ничего не зависит. Само развитие, опять- таки может быть и линейным, и со множество развилок, а в некоторых случаях каждая характеристика развивается самостоятельно. Да и вообще, развивать можно не только персонажей, но и, скажем, вашу базу или целую армию разом. В общем прокачка прокачке рознь.
Немного истории
Как известно, первой игрой с прокачкой (во всяком случае из тех, которые действительно известны многим) являются шахматы. Дошедшая до вражеского края поля пешка повышает уровень и улучшается до любой другой фигуры по выбору игрока. Однако стоит заметить, что шахматы (как и шашки) — игра довольно абстрактная, хотя и является, номинально, отражением противостояния двух армий.
А вот среди более близких к реальности настольных игр (таких, как Kriegspiel, играя в которую, прусские офицеры 19 века шлифовали свои стратегические навыки) подобных вещей не наблюдается. И на это есть причина. Сколько длится реальный бой? Обычно день. Максимум несколько суток. И в реальности за такое время обычный солдат не улучшит свои навыки владения оружием. Во всяком случае настолько, чтобы это было заметно на фоне того, чему он научился до боя, во время своей подготовки. Поэтому настольные игры имитирующие реальный бой (а только такие и были в то время) и не предусматривали возможности прокачки. Тем более, что практически во всех и индивидуальных бойцов-то не было — одни подразделения.
Другое дело, когда речь идёт об игре, где игрок управляет отдельными персонажами и они не участвуют в одной отдельной битве, а исследуют подземелья, путешествуют по миру, и занимаются не только боем, но и другими делами. В этом случае игровое время может исчисляться неделями и даже месяцами. Более того, игра Dungeons&Dragons, первой ставшая развивать это направление, по замыслу авторов должна была позволить игрокам почувствовать себя героями произведений жанра Sword&Sorcery, к которому принадлежат романы Роберта Говарда и Эдгара Берроуза. И, как вы наверняка знаете, в начале этих романов герой чаще всего является обыкновенным нубом.
Этот герой отправляется на поиски приключений (или как вариант на поиски убийцы своих близких), набирается по пути опыта, крутеет и в самом конце становится легендарным воителем и побеждает главного злыдня. И этот аспект самосовершенствования по ходу сюжета и нужно было отразить в D&D.
И это надо было сделать достаточно просто. В настольных играх игроки (и мастер игры) сами должны следить за всем происходящим, всё помнить (или записывать) и если большую часть времени они будут заниматься расчётами, то увлекательности приключениям это не прибавит. Так что создатели игры просто ввели несколько (десятков) уровней крутизны для персонажей. А опыт сделали простой числовой характеристикой, величина которой растёт по мере совершения подвигов и прочих дел. При наборе определённого количества опыта герой переходит на более высокий уровень — всё просто.
Такая система развития называется линейной, и она стоит особняком. Не потому, что она как-то сильно отличается от остальных систем, а наоборот — она является упрощённым вариантом всех систем прокачки одновременно. А остальные системы происходят от неё.
Немного теории
Если рассматривать системы прокачки с точки зрения математики, то здесь не обойтись без такого понятия, как граф. «Граф» в математике (для тех кто не ещё не знает или уже не помнит) — это набор точек (называемых вершинами), которые каким-либо образом соединены линиями (их называют рёбрами). Существует целая «теория графов», изучающая закономерности, свойства, которыми различные графы обладают. Чаще всего рассматриваются разные способы «обхода» графов, когда у нас как бы есть объект, который может перемещаться из одной вершины в другую при условии, что эти вершины соединяет ребро.
Помимо простых графов, где важно только какие вершины соединены, а какие нет, есть и более навороченные. В частности рёбра могут быть направленными — то есть из одной вершины графа можно попасть в другую, но обратно тем же путём вернуться нельзя. У рёбер и вершин также могут быть различные характеристики, которые опять-таки могут быть связаны с тем — можно ли перейти в определённую вершину или нет.
Собственно, основа каждой системы прокачки — это граф (или как его ещё часто, хоть и не совсем правильно, называют древо) развития. В некоторых играх (например серии Final Fantasy Tactics) мы перемещаем по графу самого персонажа. В других мы постепенно получаем «очки таланта» (или как они называются в каждой конкретной игре), которые и помещаем на вершины графа, соответствующие нужным нам навыкам.
В теории графов «древом» называют граф, у которого все вершины соединены с одним «корнем» либо напрямую, либо через промежуточные вершины. Но конечно «деревья» прокачки могут быть гораздо разнообразнее. В той же FFT есть циклы, то есть персонаж может «ходить по кругу» от одной профессии к другой (граф с циклами не является деревом в математическом смысле). В таких системах как S.P.E.C.I.A.L. граф прокачки состоит из нескольких линейных сегментов, каждый из которых соответствует развитию характеристики (опять-таки в математике деревом считается только граф, все вершины которого связаны). Линейное развитие (самый базовый вид прокачки) — имеет вид последовательно соединённых вершин (впрочем, если вместо одного персонажа представить набор фишек-характеристик, то опять получим систему как в S.P.E.C.I.A.L.).
Однако, для большинства игроков изучение графов прокачки важно только с точки зрения оптимального пути для получения нужных навыков. И гораздо больше их занимает другая сторона процесса — действия, которые персонаж должен предпринять для того чтобы «продвинуться» по нужному пути. Именно поэтому на мой взгляд сортировать системы прокачки нужно в первую очередь по этому признаку. В таком случае их можно разделить на три типа.
Сознательный выбор
Системы с явным выбором, несомненно, являются самыми популярными системами прокачки на сегодняшний день. В игре с такой системой игрок время от времени получает награду — ресурс улучшения. Не важно, когда и как он его получает (собирает сам, автоматически получает при достижении нового уровня или просто по сюжету) и как именно этот ресурс называется (очки навыка, очки способностей, таланты или просто обозначается циферкой), суть остаётся неизменной — игрок «покупает» на него улучшения для своего персонажа.
При этом вариантов подобных систем так много, что уже в самой категории существует определённая классификация. Например по связанности параметров. В уже упоминавшихся G.U.R.P.S. и S.P.E.C.I.A.L., а также в других системах «старой школы», все параметры были независимы. Можно было хоть все очки улучшения вбухать в один интеллект или наоборот силу (если ума не надо). А также приобретать различного рода «перки», независимо друг от друга.
Однако потом (в основном из-за успеха Diablo 2) стали набирать популярность «деревья» навыков, где одна способность открывала другие, а те в свою очередь третьи. Подобные системы позволили разработчикам не только ограничить выбор игроков, не давая им получить заведомо идиотского персонажа, но и сделать изучение навыков более последовательным и правдоподобным. Вот изучил персонаж стрельбу из лука или пистолета, дальше ему предлагается «перк» для улучшения меткости или скорострельности, а не махание двуручным молотом.
Другая классификация — по количеству параметров. Чем их больше, тем точнее каждый из параметров соответствует какому-то навыку. И наоборот, чем меньше параметров, тем за больше аспектов персонажа отвечает каждый из них. Минимумом является один параметр — уровень класса (в этом случае всё сводится к линейной прокачке). Затем идёт вариант, когда персонаж принадлежит к нескольким классам, каждый из которых отвечает за рост определённых характеристик (из последних игр можно вспомнить Dungeons of Dredmor). И наконец на противоположном конце «шкалы» — системы, основанные на независимых навыках (та же G.U.R.P.S. и её последователи).
Плюсы и минусы
Плюсы таких систем очевидны. Во-первых, это лёгкость следования игрока своим желаниям. Считает игрок, что ему нужно увеличить силу и количество здоровья — он берёт и увеличивает, хочет приобрести навык гипноза для воздействия на NPC — приобретает и воздействует. Нет необходимости делать что-то «сверх нормы», «тренироваться на кошках» или выискивать чёрти-где запрятанные ингредиенты. Нужно просто набрать определённое количество опыта и всё. Поэтому выбравший определённый путь развития игрок тратит на улучшения персонажа ровно столько времени, сколько считает нужным и не больше.Во-вторых, распределение характеристик и навыков вручную позволяет «тонко настроить» своего персонажа под себя. Если выбранный стиль прохождения и любимая тактика требуют определённых способностей, то можно развить их по-максимуму, сэкономив именно на том, что вам не нужно. Кроме того, для многих игры (при чём не только RPG) – это способ самовыражения, а значит возможность создать уникального (в смысле характеристик) персонажа тоже составляет часть привлекательности.
Минусы систем с выбором, по сути, происходят из их плюсов. Существует огромное количество вариантов развития? Значит многие из них разработчики не смогут протестировать. Отсюда проблемы с балансом, когда один из вариантов практически бесполезен, другой наоборот — рвёт всех и вся. В сингловых играх это в общем-то не так критично — надо лишь отследить чтобы игру всегда можно было пройти, а если путь окажется очень трудным/лёгким, значит это последствия выбора — игрок должен понимать, что мире не все равны. А вот в мультиплеере, где на первом месте не погружение в атмосферу и сеттинг, а удовольствие от сражений, даже небольшой перекос в сторону какого-то класса — это серьёзная проблема, способная оттолкнуть игроков (как вариант вызвать истерику на форумах).
На фоне этих трудностей второй минус — отход от реализма смотрится прямо скажем незначительным. Подумаешь, прибив сотню акул или медведей, ваш персонаж смог улучшить хакерские навыки.
По законам природы
Вторая категория систем прокачки основана на выведенном когда-то Ламарком «принципе упражнения органов». Ламарк считал, что эволюция происходит за счёт того, что животные в ходе своей жизни тренируют те органы, которыми часто пользуются, а их потомство уже получает такие «натренированные» органы по наследству. Чушь на самом деле — давно уже доказано, что это не так.
Однако, если говорить не об эволюции, то тренировка действительно помогает улучшать навыки. Будете регулярно бегать — сможете бегать быстрее и дальше, будете упражняться в стрельбе — станете более метким. Нет ничего удивительного, что во многих играх развитие персонажей обставлено именно так.
Впрочем, стоит оговориться, что основная часть компьютерных игр с подобными системами прокачки является не «чистокровными» RPG, а гибридами. Чаще всего стратегическими, где вам нужно управлять несколькими персонажами. И на это есть причины. Тем не менее есть одна характеристика персонажа, которая прокачивается таким образом всегда, особенно в сюжетных CRPG. Это карма.
Согласитесь, было бы странно видеть положительную карму за плохие поступки и наоборот. Поэтому карма во всех её проявлениях (репутация, порядочность, склонность к светлой или тёмной стороне) изменяется по принципу — что делаешь, то и получаешь.
Плюсы и минусы
Первым плюсом систем с естественным развитием персонажей можно назвать реализм и правдоподобие. Стреляет персонаж из автомата — повышает меткость, взламывает электронные замки — улучшает навыки взлома, а не наоборот.Отсюда следует и второй плюс — интуитивно понятное развитие. В играх с выбором навыков этот самый выбор нередко оставляет человека в затруднении. Что выбрать — увеличение скорости ударов или их силы? Заклинания, бьющие по площади или по нескольким врагам? Какая способность позволит наиболее эффективно использовать только что купленное/найденное оружие? При естественном развитии подобных проблем не возникает. Вы просто даёте вашему протеже нужное оружие, применяете нужные приёмы, и делая это вы точно знаете, что через некоторое время он (или она) будет лучше владеть именно этим оружием и этими приёмами. Это особенно удобно, когда вы управляете большим количеством персонажей и у вас нет времени (и желания) вручную развивать каждого из них. Именно поэтому такая система присутствует в тактических играх, вроде X-com и Jagged Alliance.
Главный минус «естественных» систем — это само естественное развитие. Нельзя в них просто взять и улучшить владение магией или дипломатией. Надо обязательно тренироваться, причём именно в этой конкретной области. Хотите побеждать могучих магов? Сражайтесь именно с магами, ведь сопротивляемость магии можно повысить только получая по морде файерболом. Вы сами — могучий маг и вдруг встретили неуязвимых для магии монстров? Будьте добры вернуться в предыдущую локацию и качать боевые навыки на кабанчиках. Самый показательный пример был в Quest for Glory, когда для выполнения сюжетного квеста надо было иметь прокачанное заклинание телекинеза, а качать его можно было только выполняя этот квест. То есть по сути основную часть времени занимали просто попытки захватить нужную вещь телекинезом до тех пор, пока навык не прокачивался настолько, что это удавалось.
Однако есть ещё одна, менее очевидная, по крайней мере для игроков, проблема. Дело в том, что если разработчики используют систему с естественным развитием для достижения реалистичности, то они должны сделать её реалистичной. Очевидно? Да, но это не так просто, как кажется. Вот орудует персонаж мечом, какие навыки и характеристики он должен улучшить? Силу (меч тяжёлый), ловкость... Хотя стоп, если он просто машет мечом, то для ловкости это тренировкой не является, вот если он дерётся с другим персонажем... Однако, если замахнувшись мечом на противника, герой в него не попадает, чем это отличается от простого махания мечом? То есть ловкость увеличивается только если попадать? Или попытка удара именно по движущейся цели ловкость всё-таки тренирует? А если цель большая, такая что не промахнёшься? Значит нужно учитывать характеристики цели? И так далее, и тому подобное. И заметьте, что это всё рассуждения только для одного вида действий и прокачки одной характеристики. Представьте менее очевидную связь — использование меча и прокачка интеллекта (ведь сложные приёмы требуют его наличия). А ведь всё это ещё балансировать...
С балансом связан и последний минус, который на самом деле ударяет как по интересности геймплея, так и по реалистичности. В начале игры он, конечно же, не очевиден, а вот в конце, когда вы тренируете из своих персонажей универсалов-терминаторов... Делать так, чтобы у игрока были ограничения, которые бы не давали ему прокачивать ВСЁ и заставили выбирать между специалистом в одной области или менее мощным «мастером-на-все-руки», пока так и не научились. Правда в некоторых играх (например Final Fantasy 2) персонаж не использующий некоторые навыки в течении нескольких боёв понижает соответствующие характеристики (и чем выше характеристика, тем чаще это происходит), но даже там это работает не слишком хорошо.
Собери их всех
Третий тип прокачки в определённом смысле близок ко второму, поскольку здесь игрок тоже должен совершить определённые действия для получения необходимого навыка. Однако в отличие от «естественного роста» здесь улучшения навыков происходят не по порядку, а в зависимости от конкретных действий. Выпил зелье — получил усиление персонажа ночью, совершил магический ритуал — стал неуязвим для определённого вида магии, собрал бонус — увеличил количество здоровья.
Конечно, данная прокачка используется в первую очередь в экшенах, платформерах и подобных играх. Сбор магических карт и амулетов в франшизе Castlevania, выполнение дополнительных заданий в Painkiller, поиск улучшений для энергетиков/плазмидов в серии BioShock. Однако и в CRPG есть соответствующие примеры (о них ниже).
Один из самых интересных примеров, пожалуй, является файтинг Sonic Battle. В каждом бою со своим участием, робот-гизоид по имени Эмерл получает «данные» тех приёмов, которые его противники применяли наиболее часто. И эта информация сохраняется в базе данных приёмов виде карт, после чего можно эти карты загружать в его память, создавая новую боевую конфигурацию. Так, например, можно сделать так, чтобы Эмерл бил как Наклз, бегал как Шэдоу и мог одновременно летать, как Руж.
Кстати, подзаголовок не зря отсылает к Pokemon. Основа этой jRPG — сбор покемонов, каждый из которых обладает определёнными сильными и слабыми сторонами. Чем больше ваша коллекция, тем больше простора для тактики ваш герой (тренер покемонов) имеет при встрече с новым нестандартным противником. Разумеется лишь этой серией игр данная механика не ограничена. Различные существа, которые «привязываются» к вашей группе или уникальные заклинания, получаемые у особых персонажей, присутствуют во многих японских RPG, включая некоторые части Final Fantasy.
Да и в RPG западной школы подобная прокачка присутствует, хотя и является не обязательной. В Arcanum, например, по подобному принципу построено получение благословений от богов языческого пантеона (каждый из них даёт свои бонусы), а также званий в определённых навыках. То есть, прокачав несколько навыков, вы можете также найти людей, обучение у которых даст вам звание в данной области и определённый бонус. Звание эксперта можно получить чуть ли не в любом городе, звание мастера только в столице, а для того чтобы стать Грандмастером надо не только найти какого-то легендарного в этом деле героя, но и выполнить для него соответствующий квест.
Плюсы и минусы
Один из плюсов, как и при естественном развитии, является реалистичность. Если вам дали нового покемона, то теперь в бою вы можете вызывать этого покемона, а если вас обучили заклинанию заморозки, то вы можете замораживать врагов. Логично, что именно так, а не наоборот.Другой плюс — стимул для игроков исследовать мир. Очень часто мы проходим вдоль по сюжету, не сворачивая с пути, потому что всё что нас ждёт в стороне (по крайней мере в смысле геймплея) — это лишь дополнительная экспа. Другое дело, если по миру разбросаны какие-то уникальные возможности, которые нельзя получить никак иначе, кроме исследования мира и выполнения заданий. А там можно и послушать разговоры, раскрывающие глубину сеттинга.
Однако этот плюс может обернуться и минусом — не все игроки принадлежат к категории «исследователей». Многим из них просто хочется очередного уровня крутизны или очередной главы и у них совсем нет желания исследовать мир вдоль и поперёк. Именно поэтому спрятанные или получаемые при выполнении уникальных заданий бонусы чаще всего сделаны необязательными.
Гибридизация и навороты
Как вы понимаете, каждая игра вовсе не обязана ограничиваться одной из вышеперечисленных категорий. Более того многие игры не только объединяют несколько методов прокачки, но и могут комбинировать их различным образом. Вот несколько, на мой взгляд наиболее интересных и показательных примеров.
Ведьмак
Игра примечательна тем, что прокачка здесь осуществляется здесь как за счёт повышения уровня, так и при помощи зелий. Основной метод здесь — свободный выбор. При наборе уровня вам даётся несколько талантов (бронзовых, серебряных или золотых), которые вы используете во время медитации, чтобы открыть определённые навыки или возможности. Интересно, что у этого в игре имеется и нестандартное объяснение — ваш герой не столько учится, сколько возвращает то, что он утратил с потерей памяти. Всплывают воспоминания о каких-то монстрах, изготовлении бомб и масел для клинка — всё это отдельные «листочки» на древе навыков. Тело само «вспоминает» необходимые рефлексы и реакции метаболизма.Но есть и другие возможности для самосовершенствования. Например таланты можно получить выпив некоторые зелья, изготовленные из ингредиентов уникальных монстров. А есть и такие умения, которые можно получить исключительно выпив нужный мутаген. Правда для этого иногда придётся убить монстра, которого можно (и стоило бы) оставить в живых, но так авторы сумели соблюсти баланс.
Soul Hunters
Это игра для смартфонов, где нам нужно собирать коллекцию героев, которые надо объединять в партии по пять и отправлять драться. С мобами или другими игроками — драка происходит всегда автоматически, можно только приказывать, когда использовать ульт. способность. И то не всегда.А вот прокачка в ней по-настоящему навороченная. Во-первых вам нужно собирать «камни душ», свои для каждого героя. Когда вы соберёте достаточно, то сможете получить этого героя. После чего «камни душ» надо собирать для повышения ранга (и соответственно характеристик).
Для повышения уровня (это вещь отличная от ранга) вам достаточно отправлять героя в бой или использовать «зелье опыта». Набрал герой достаточно опыта — повысил уровень. Однако подвох в том, что сам по себе уровень ничего не значит. Он просто определяет максимальный уровень способностей и снаряжения. Способности вы повышаете, покупая уровень мастерства за золото. А вот снаряжение ещё надо найти. Либо оно выпадает в бою (причём это могут быть и фрагменты снаряжения, которые надо собрать в единое целое), либо продаётся в магазинах (ассортимент меняется раз в несколько часов случайным образом), либо можно что-то найти в лутбоксах.
Но и это, конечно же, не всё. Есть ещё «геройская академия», которая открывается при достижении 80 уровня, где за особые ресурсы (дерево, металл и кристаллы) вы прокачиваете пассивные улучшения для характеристик. Плюс «зачаровывание» снаряжения, опять-таки повышающее характеристики героя. Правда на самом деле снаряжение жёстко привязано к герою и его развитию. В каждую из шести ячеек можно поместить только строго определённый предмет, а когда все ячейки заполняются вы «сплавляете» всё снаряжение, увеличивая «крутизну» героя и открывая слоты под новый шмот. Так что ещё вопрос, стоит ли тратиться на «зачаровывание», если потом всё равно бонус от него пропадёт.
Собственно, на примере этой игры можно рассмотреть прокачку во всех мобилках. Как вы понимаете, её навороченность не случайна. На все виды прокачки нужны ресурсы, золото, снаряжение (и чем оно круче, тем сложнее его «выбить»). Поэтому гриндить приходится часами и заходить каждый день за очередной порцией ежесуточной халявы. Но время и силы всегда можно сберечь, если задонатить…
Final Fantasy X
Пример одного из самых (если не самого) навороченного «графа» прокачки.После каждой битвы персонаж, который присутствовал в ней хотя бы один ход (дело в том, что в ходе битвы состав основной партии можно менять) получает очки способностей (AP). Получив определённое количество AP персонаж получает Sphere Level (S.Lv), причём это даже не совсем уровень, как предполагает название, а скорее «очко перемещения». За каждое S.Lv персонаж может переместиться на «Сетке Сфер» по ребру в вершину, которую не посещал. Или вернуться по уже «закрашенным рёбрам», тогда за одно S.Lv можно перемещаться четыре раза. Есть правда особые вершины-замки, которые надо разблокировать при помощи сфер-ключей (Key Sphere). И только тогда можно будет попасть в некоторые части «Сетки Сфер».
И это только основа — правила перемещения! Для того чтобы улучшить способности персонажа каждую вершину надо ещё активировать! Причём есть аж 19 типов вершин и для активации каждого нужна своя сфера. Соответственно нужно искать эти сферы. И если одни типы сфер (Power, Mana, Speed, Ability) падают с обычных монстров в качестве трофеев, то более редкие падают только с боссов. Или находятся в сундуках в определённых областях. Либо сферу можно получить от монстров, только если они сами отдадут её за деньги (надо использовать возможность «подкупить врага»). Некоторые сферы продаются в магазинах за бешеные деньги. Другие надо выиграть в мини-играх.
Ах да, и некоторые вершины можно активировать несколькими типами сфер, получив при этом различную прибавку к характеристикам. Есть даже специальная сфера, которая «освобождает» активированную вершину, так что в неё можно поместить сферу, повышающую характеристики. Только таким образом можно прокачать персонажа до максимума.
Civilization V
И последний пример, чтобы показать — схемы развития в играх относятся не только к персонажам. В «Цивилизации» вы прокачиваете целый народ. При этом речь идёт не только о развитии городов и Чудесах Света — это скорее аналог экипировки, поскольку построенные здания можно продать или потерять вместе с захваченным городом.Однако, есть у вашей цивилизации и атрибуты, которые после получения остаются насовсем. В первую очередь это, конечно же, технологии. По-сути «древо технологий» мало чем отличается от «древа навыков» — разве что редко где можно получить очередной навык не только за очки опыта (в данном случае научного), но и в качестве случайно найденного бонуса на карте. И, кстати, сами очки науки в игре тоже получаются двумя способами — производятся в городах и за счёт договоров с другими цивилизациями.
И вторая область развития — общественные институты, которые вы приобретаете за «очки культуры». Собственно, культура тоже «фармится» за счёт городов и подконтрольных территорий, либо за счёт определённых событий. Кстати, в отличие от научных исследований, объём которых для изучения каждой технологии фиксирован, количество очков для приобретения нового института, наоборот не зависит от самого института, зато связано с количеством ваших городов и количеством уже исследованных институтов. Ну, а сами общественные институты уже представляют собой обычные древа навыков. Да, древа во множественном числе — есть несколько категорий институтов, причём некоторые открываются только при достаточном технологическом уровне.
Управление навыками
Когда-то давно я делал перевод статьи о так называемых «экипируемых навыках», и поскольку именно это и послужило изначальным поводом для меня сделать материал о прокачке, я не мог об этой вещи не упомянуть.
Так вот, несмотря на то, что написано в той статье, экипировка навыков не имеет никакого отношения к прокачке. Почему? Судите сами. По сути фича «экипировки» навыков заключается в том, что у вас есть ограниченное количество слотов, и только навыки которые помещены в эти слоты (то есть «экипированы») вы можете использовать или получать от них эффект, если речь идёт о пассивных навыках. Остальные навыки, которые есть у вашего персонажа, но не экипированы в данный момент — на ход игры не влияют. Обратите внимание на фразу «есть у вашего персонажа». Это уже говорит, что навыки у него есть. Либо потому, что для их получения прокачка не нужна, либо потому что вы уже их получили/прокачали. А значит прокачка закончилась тогда, когда вы получили эти навыки, то есть получили возможность их экипировать.
Наиболее показателен пример The Secret World. В этой игре есть способности, которые вы покупаете на «очки способностей» (ресурс улучшения, получаемый за набор опыта). И на этом прокачка заканчивается. Да, перед боем вам надо поместить определённое количество способностей в специальные слоты и именно их вы и будете использовать. Но то, что «не экипированные» способности ни на что не влияют никак не связано с тем, какие способности вы уже приобрели.
Более того, в игре также есть ещё и навыки владения оружием. Они никуда не экипируются и всегда одинаково отображаются в вашем окне прокачки. Вроде бы здесь нет ничего общего с экипировкой, но ведь оружие-то вы экипируете! И поскольку одновременно вы можете использовать только два вида оружия, то и из девяти навыков владения им одновременно используется только два. А значит ситуация ничем не отличается от «экипировки» самих навыков.
Кстати говоря, «натянув сову на глобус», можно применить эти же рассуждения и к «перераспределению» навыков. На примере World of Warcraft это означает, что прокачкой в ней стоит считать набор опыта и повышение уровня, но не развитие навыков за полученные при повышении уровня таланты. Ведь последнее можно не раз изменить точно так же, как и активные и пассивные способности в TSW. Разница только в том, что каждая смена «билда» в WoW платная.