Не секрет, что классификация нужна для всего. Вот и консоли, сиречь игровые приставки, тоже классифицируются. Самая объёмная и всеохватывающая классификация разделяет их все по поколениям. Изначально поколения опирались на временные рамки, однако позднее сюда примешались ещё и технические показатели приставок, в частности битность. Сразу же оговорюсь, что временные рамки поколений идут внахлёст а не впритык - это связано с различными вещами, например с тем, что новые клоны приставок предыдущего поколения начинают ещё только выпускаться, хотя фактически уже во всю властвуют приставки следущего поколения. Этот цикл статей больше обзорно-исторический, но при наличии времени и интересной информации любая из упомянутых здесь приставок будет рассмотрена отдельно. На данный момент, планируемые к выпуску XBox One и PlayStation 4 относятся к восьмому поколению, ну а мы начнём с самого начала...
Началось всё с 1972го года, когда была выпущена Magnavox Odyssey, а закончилось это поколение в 1980м, после своеобразного краха, когда производители различных клонов приставок по типу "pong" уступили место микропроцессорным консолям.
Где-то в 1966м году, некто Ральф Бэйр (Ralph Baer), инженер в Sanders Associates, развив одну из своих ранних идей создаёт простенькую игру для двух человек, названную Погоня (Chase). Игра использовала в качестве устройства для вывода изображения обычный телевизор и представляла из себя гонку двух точек, одна за другой. Игру демонстрируют директору компании, после чего (в 1967м) на проект выделяются деньги и два человека в помощь Ральфу - Билл Гэрриссон (Bill Harrison) и Билл Руш (Bill Rusch). Благодаря первому к игре был создан световой пистолет, который можно было наводить на цель на экране, управляемую вторым игроком. А при помощи Билла Руша в 1968м был создан третий вариант девайса, использовавшийся для создания электронной версии игры Ping-Pong. Этот прототип был предъявлен руководству Teleprompter, которые спонсировали дальнейший прогресс проекта. В итоге всё вылилось в создание финального прототипа, ныне известного как "Brown Box" из-за своего коричневого цвета. Этот прототип, кстати, сейчас хранится в Вашингтоне в Национальном Музее Американской Истории. "Brown Box" имеет два контроллера, световое ружьё, и шестнадцать переключателей на самой консоли, которыми можно выбирать игру. Имея в своём активе данный агрегат, Ральф Бэйр в 1969м году заключает контракт с Magnavox, которые после некоторых изменений (использование встроенного програмного переключения игр и удаление возможности вывода цветной графики, для удешевления производства) выпускают приставку в 1972м году как Magnavox Odyssey.
Из-за того, что Magnavox Odyssey была сделана на 40ка дискретных транзисторах и таком же количестве диодов, многие считают эту систему аналоговой. Однако это неправильно, и консоль всё-таки цифровая (так кстати считал и сам Бэйр), ибо электронные сигналы, использующиеся для обмена между частями приставки - двоичные. Да и сами игры и логика осуществляются во вполне себе цифровой Диодно-Транзисторной Логике, пусть и выполненной на дискретных элементах. Вообще консоли первого поколения делятся на два типа - собственно консоли, использующие картриджи (это Odyssey и её клоны и вариации), и специализированные консоли, со встроенными играми (это PONG и его вариации). Так же следует упомянуть, что приставки первого поколения не использовали микропроцессоры.
После удачного выпуска первой в мире игровой приставки следуют попытки как мирной покупки лицензий, так и судебные тяжбы, с попыткой отсудить у Magnavox права на создание игр и приставок. Из наиболее известных дел - создание в 1975м году игры PONG недавно основанной Atari. Впоследствие суд признаёт Atari плагиаторами и принуждаёт выплатить фирме Magnavox 700 тысяч долларов за лицензию. По иронии судьбы, большинство приставок первого поколения представлены клонами именно PONG'а, поскольку производились со встроенными играми, для удешевления стоимости. Из известных фирм того времени, помимо уже упоминавшихся Atari и Magnavox можно отметить таких гигантов как Coleco, Nintendo и Philips. Именно с Philips позднее сливается Magnavox, чтобы выпускать уже PONG-подобные приставки со встроенными играми...
Заканчивается вся эта благодать в 1977м году, когда рынок оказывается наводнён однотипными клонами PONG от различных фирм-производителей. Продавцам пришлось отдавать свой товар за бесценок, иногда даже в убыток себе, чтобы вернуть хоть какие-то деньги. Многие фирмы несут серьёзные денежные потери, часть из них банкротится (например Fairchild и RCA). Из долгожителей более-менее наплаву остаются только Atari и Magnavox. Но на горизонте уже маячят микропроцессорные приставки, знаменующие собой начало второго поколения консолей...
Теперь посмотрим на типичные представители приставок того поколения, и начнём мы конечно же с
Как уже было сказано выше, прототипом приставки является "Brown Box", разработанная Ральфом Бэйром в 1968м году. Оригинальная приставка поставлялась в таком комплекте - сам блок приставки, 2 блока управления для игроков (можно считать их джойстиками), кабель для телевизора и антенный переключатель, и шесть батареек типа С (да, приставка работала от батареек, блок питания появился позднее и покупать его надо было отдельно). Так же в комплекте шли прозрачные пластиковые накладки для имитации цветной графики. Их надо было накладывать на телевизор, и были они только двух размеров - 18 и 23 дюйма.
Помимо всего вышеперечисленного, в комплект поставки входили разнообразные наборы для подсчёта очков, ибо сама приставка счёт вести тогда ещё не умела. Звук, кстати, тоже не воспроизводился. Стоило всё это удовольствие около ста баксов. За всю жизнь приставки должно было выйти 12 картриджей, причём благодаря накладкам на экран, некоторые картриджи совмещали в себе как бы несколько игр. Официальное число проданных консолей - 330-350 тысяч штук.
Так выглядело изображение с накладкой на экран.
А вот так выглядела сама игра без накладки.
Естественно, фирма выпустившая первую в мире приставку не могла остановиться на достигнутом, поэтому помимо продажи лицензий, Magnavox сосредотачивается на выпуске других вариантов приставки. Все эти приставки являются уже безкартриджевыми, со встроенными играми, что было сделано большей частью для удешевления производства. В консолях используются чипы либо Texas Instruments, либо General Instruments/National Semiconductor. Выпускались они с 1975го по 1977й год и всего было выпущено 11 разных приставок, различающихся набором встроенных игр, появлением счёта и цвета в играх, а так же редизайном приборов управления. Цена была в пределах 100-230 долларов, в зависимости от типа приставки.
- Odyssey 100 - первая из приставок. Имела две встроенных игры - теннис и хоккей;
- Odyssey 500 - пятая приставка в поколении. Четыре встроенных игры - сквош, теннис, футбол, хоккей. Счёт на экране;
- Odyssey 4000 - последняя в поколении приставок. Восемь вариаций из сквоша, тенниса, хоккея и сквоша на одного. Съёмные манипуляторы-джойстики. Цветная картинка;
- Philips Odyssey 2100 - последняя из лицензионных версий приставки, выпущенная Philips до слияния с Magnavox. Двадцать три вариации из шести игр, включая арканоид, крикет, гандбол, теннис, футбол и хоккей. Проводные манипуляторы типа штурвала (paddle).
PONG - это серия домашних приставок, выпускаемых специально для этого дела созданной Atari. Приставки выходили под торговыми марками Atari и Sears Tele-Games с 1975го по 1977й год. В основе приставки лежит чип, обрабатывающий графику и звук, а так же занимающийся расшифровкой сигналов, идущих от контроллеров. Для управления использовались paddle-контроллеры (типа штурвала). Первоначальные версии были чёрно-белыми, но позднее появились и цветные вариации. Количество игр на приставке варьировало от одной до шестнадцати, а количество игроков - два или четыре. Цены за приставку начинались от ста долларов. Официальное число проданных приставок - в районе 150 тысяч штук.
Серия Telstar представляет собой линейку PONG-подобных приставок, выпускаемых фирмой Coleco с 1976го года. Все приставки продавались частично разобранными, возможно для уменьшения расходов на сборку итак недорогих консолей. Сама приставка появляется в результате того, что Ральф Бэйр в 1975м году подсказал директору Coleco, Арнольду Гринбергу, о создании компанией General Instrument нового чипа AY-3-8500. Именно он и становится начинкой для новой приставки, которой было выпущено аж 15 различных вариантов, причём 11 именно на этом чипе. Различия между приставками заключались в количестве игр, уровнях сложности, комплектации приставки, и в изображении, которое могло быть чёрно-белым или цветным. Цены при запуске приставок колебались от 15 до 100 долларов США в зависимости от варианта. Общее количество проданных консолей - примерно один миллион экземпляров.
- Coleco Telstar (модель 6040) - самая первая приставка. Три игры - гандбол, теннис, хоккей. Два paddle-контроллера, укреплённых на корпусе приставки;
- Telstar Sportsman. Дополнительно комплектовалась световым пистолетом и двумя играми для него. Имела несколько переключателей сложности;
- Telstar Combat! (модель 6065). Нечто оригинальное - четыре варианта игры Tank, выпущенной компанией Kee Games в формате игровых автоматов. Клоном именно этой игры с автоматов является небезызвестная Battle City (танчики) для NES/Dendy. Для управления на корпусе имеются четыре джойстика, по два на каждого игрока;
- Telstar Arcade (модель 6175). Корпус этой оригинальной приставки имеет неправильную, треугольную форму. На каждой из сторон находится аксессуар для оригинальных игр - световой пистолет, руль и рукоятка переключения передач, два paddle-контроллера. Для приставки использовались картриджи, причём тоже треугольной формы. Всего было выпущено четыре картриджа, причём один продавался с системой (Road Race, Quick Draw, Tennis). Оставшиеся картриджи содержали несколько вариаций электронного тира, Pong'а, пинбола и игр на вождение.
Серия приставок от самой Nintendo, выходивших эксклюзивно для Японии с 1977го года. Известно пять различных консолей, выходивших под этим брэндом.
- Color TV Game 6. Первая из серии приставок, была выпущена в 1977м. Содержала шесть разновидностей Pong'а. Управление шло с помощью дисков, жестко крепившихся к самой приставке;
- Color TV Game 15. Вторая приставка в серии, выпускалась с 1978го. Содержала пятнадцать вариаций "светового тенниса". Имелись два контроллера, подсоединённых к приставке гибким кабелем;
- Color TV Racing 112. Продавалась так же, с 1978го года. Имела только одну игру - гонки с видом сверху. Была возможность мультиплеера, когда вместо руля использовались два маленьких контроллера;
- Color TV Game Block Breaker. Производилась с 1979го. Одна игра, являющаяся вариантом арканоида. Ракетка управлялась паддлом, так же как и в Color TV Game 6;
- Computer TV Game. Последняя приставка в этом поколении. Представленная игра - Отелло, она же Реверси. Возможность игры как одному с компьютером, так и вдвоём с живым оппонентом.
Ещё одна серия PONG-подобных приставок, на этот раз от компании APF Electronics. Выпускались в 1976-1977м годах. Построены на чипе AY-3-8500. Контроллеры paddle-типа. Приставки могли обрабатывать звук, выводящийся через встроенный динамик. Известно одиннадцать моделей приставки с модификациями всё тех же игр - гандбол, сквош, теннис, футбол, хоккей, стрельба.
Приставка на картриджах, выпускаемая Philips до слияния с Magnavox. В разных странах Европы приставка продавалась под разными именами (Tele-Spiel, Telespel, Tele-Peli). Из-за высококй цены на картриджи довольно быстро была заменена на приставку со встроенными играми. Управлялась манипуляторами типа слайдер, которые подключались напрямую к картриджам. Всего было выпущено 5 картриджей-одноигровок - теннис, сквош, стендовая стрельба, гонки, охотник на призраков. На корпусе приставки имелись две шкалы с делениями, для подсчёта очков вручную.
Серия приставок от Итальянского производителя бытовой техники Zanussi, выпущенная в 1974м году. Имела три игры - теннис, сквош и что-то вроде демо-режима, где не требовалось присутствие игрока.
Один из представителей отечественной игровой промышленности. Выпускалась заводом "Экситон" и продавалась по цене 90-120 рублей в конце 70х годов. Консоль могла имитировать на экране телевизора пять игр - сквош, тренировка, теннис, футбол, футбол с гандикапом.
В "Электроника Экси Видео 02" были добавлены игры со стрельбой по мишеням и световой пистолет.
Здесь приведена малая толика всех выпущенных вариантов приставок первого поколения, ибо практически в каждой стране по лицензии или без неё выходили различные клоны, в основном приставок PONG-типа.
P.S. На данный момент существует эмулятор WinArcadia, позволяющий запустить посмотреть игры на микросхемах AY-3-8550/AY-3-8550/1 + AY-3-8515 - Tennis, Soccer, Squash, Practice, Handicap и Rifle. Это, в принципе, почти все разновидности игр поколения Pong. Так же есть отдельно эмулятор Magnavox Odyssey - ODYEMU, но поскольку это именно эмулятор, то для него нужны игровые поля, которые вешаются на экран монитора.
P.P.S. Ещё немного фото различных клонов...