Кинематографичный Человек-Паук. Часть II
В июле вышел шестой фильм про Человека-паука и третий перезапуск серии. Три перезапуска за пятнадцать лет - это очень много. Разумеется, когда супергерой пользуется популярностью и приносит деньги студиям, количество перезапусков может приравниваться к бесконечности. Но зрители устают, рейтинги падают, и общие кассовые сборы все равно проседают, что уже было видно по дилогии «Новый Человек-паук» Марка Уэбба.
Не затрагивая недавнее «Возвращение Домой», хочется окинуть взглядом пять фильмов про ползучего супергероя, и выяснять, насколько полно данные произведения раскрывают вселенную Человека-паука. Сравнивать я буду с эталонным мультсериалом Spider-man: The Animated Series (1994-1998 гг.).
Тем, кто пропустил или забыл, что было в первой части, рекомендую ознакомиться.
Продолжим.
Thе Аmаzing Spidеr-mаn
Ящер в роли злодея и механические паутинопускатели... как же это здорово всколыхнуло струнки моей души любителя мультсериала.
Однако сперва хочется выделить главное: Гвен Стейси и Питер Паркер в этом фильме чудо как хороши. И по отдельности, и в дуэте. Эндрю Гарфилд классно смотрится в роли Человека-паука, он привносит так не хватавший этому герою в прошлых фильмах юношеский задор, юмор, импульсивность, живость. В свою очередь Гвен Стейси в исполнении Эммы Стоун не превратилась в очередного женского персонажа, предназначенного только лишь для того, чтобы визжать и ждать, когда ее спасут. Кстати, в фильме ее ни разу не похитили! Гвен реально помогает Человек-пауку и не путается под ногами. А их совместные диалоги постоянно заставляют умилительно улыбаться. Вот так должны общаться реальные люди, вот так они должны контактировать! В итоге все приводит к тому, что героям сопереживаешь и привязываешься к ним. Забегая вперед, на этом и сыграли сценаристы второй части, что вызвало у меня потрясающий эффект.
В свою очередь антагонист, доктор Курт Коннорс, не вызвал у меня сопереживания. Мало того что процесс его трансформации начисто слизали с превращения в Зеленого Гоблина из первого Паука Сэма Рэйми, так еще и персонаж этот вышел слишком мутным. Некий одиночка, себе на уме, со темным прошлым, без друзей и отпетый мизантроп. Почти как Доктор Хаус. Да только местный Доктор Хаус оказывается обычным маньяком, без компромиссов и толики иронии. В фильме присутствует намек на дружбу между Паркером и Коннорсом, но намек весьма слабый, и особых отношений у них не завязывается. В общем, получился такой персонаж из разряда «Монстр недели».
В мультсериале Курт Коннорс являлся одним из близких друзей Человека-паука и Питера Паркера. Он был гениальным ученым, самоотверженным товарищем и примерным семьянином. У него были жена и сын. Когда же Коннорс превратился в ящера, то Паук во время их сражения поразился, что бьется не на жизнь, а на смерть со своим учителем и другом, а не просто с каким-то злобным мутантом. И кстати, желание заразить всех людей возникло не у Коннорса. Оно родилось в больном мозге ящера, тогда как доктор в человеческом обличье мог мылить трезво и адекватно. И даже до человеческой частички внутри ящера смогла достучаться жена Коннорса, когда упомянула, что его сын тоже может превратиться в страшное чудовище.
Еще можно сказать, что в фильме некоторые ключевые события происходят слишком торопливо. Например, процесс становления Человека-паука показан скомкано и поспешно. И очень уж быстро Питер Паркер раскрыл свою личность перед возлюбленной — не было никакой интриги. Понятно дело, когда за спиной есть успешная трилогия Сэма Рэйми, приходится создавать историю без лишних цитирований. Но, черт подери, что мешало создателям показать уже состоявшегося Человека-паука без объезженного вдоль и поперек начала и утраты дяди? Мы все и так прекрасно знаем, кто кого укусит и кто кого убьет. Дядю Бена пора уже в Красную Книгу заносить! К слову, Мартин Шин — это лучший дядя Бен из всех, что я видел, просто блестящее экранное воплощение.
Опять вернемся к мультсериалу. Там все просто и логично. С самой первой серии Питер Паркер — известный супергерой. На протяжении всего повествования раскрываются детали его прошлого. Это работает и смотрится прекрасно. Да, в формате сериала провернуть такое проще, но у нас уже есть живой пример — "Возвращение домой", где не было никакого дяди Бена и радиоактивного паука, потому что все и так знают эту историю!
В итоге получилось хорошо. Не идеал, но уж точно получше фильма с Тоби Магуайером. Занимательный момент: когда умирающий капитан Стейси попросил держаться подальше от своей дочки, Питер, в общем, так и поступил, разорвав отношения с Гвен. Он прикинулся эмоциональным слюнтяем и начал мямлить что-то невразумительное в лицо подавленной горем девушке, стоящей на его пороге. В этот момент я готов был бросить ботинок в экран, потому что Гвен Стейси выглядела большим мужиком, чем Паркер. Неужели и этот герой заразился Магуайеризмом? Что, опять последуют сцены с соплями, тупостью и вялотекущей актерской игрой? Ан нет, Питер немножко подумал, решил забить на свои обещания и вернуться к Гвен, потому что... любит и хочет быть с ней! Сюрприз-сюрприз. Да, чтобы это понять, не нужно снимать трилогию.
Thе Аmаzing Spidеr-mаn 2: Rise of Electro
Персонаж неудачник, являющийся темной лошадкой в начале фильма, но вдруг резко мутирующий в некого супер-злодея... Как же много раз мы видели этот поворот. Каждое второе супергеройское кино грешит подобным клише. Громкий заголовок фильма — "Rise of Electro" — может ввести в заблуждение. Никакого становления Электро в фильме не было. Макс Дилон оказался обычным инструментом в чужих руках, туповатым солдатом, любящим произносить напыщенные фразы. Да, его характер в какой-то степени раскрыли, но интереса этот потерянный фанатик не вызывает. Он служит отличным катализатором для красивых и сочных сражений с Человеком-пауком.
Гарри Осборн — уже более интересная личность. Его сыграл хороший актер Дейн Дехаан. К сожалению, нам слишком мало времени выделили для знакомства с этим персонажем и демонстрации их дружбы с Питером Паркером. С другой стороны, мотивы Гарри и злоба на Человека-паука обоснованны: он просто хотел спасти себя от неминуемой смерти. Нормана Осборна в этом фильме решили сильно не светить, дабы не повторять дословно трилогию Рэйми. То же относится и к Джеймсону, которого лишь вскользь упомянули за весь фильм.
Рино... был в фильме. Галочку поставили.
Что еще можно сказать? Какие же находчивые сценаристы (а может, это заслуга режиссера) работали над Новым Человеком-пауком! И это не сарказм, я действительно аплодирую им стоя. Создатели развивали отношения между Питером и Гвен на протяжении двух фильмов, привязывали нас к ним, заставляли сопереживать их ссорам, радоваться маленьким и большим победам и улыбаться каждому диалогу между ними. Конечно, в этом заслуга не только создателей, но и актеров. Не даром экранная химия Гарфилда и Стоун вылилась в реальные отношения.
Настоящий заголовок должен был быть таким: «Нoвый Чeлoвeк-пaук: Гвен Стейси и Питер Паркер», потому что основным стержнем фильма являлась эта сладкая парочка. Можно было даже выпустить особое издание фильма, где вырезаны все боевые сцены и оставлены одни лишь диалоги Паркера и Стейси (кстати, складывается ощущение, что многое они сымпровизировали сами), ведь когда эти двое в кадре, от экрана невозможно оторваться. Тем сильнее оказался удар, приготовленный нам сценаристами в конце фильма. Честно говоря, я до последнего не верил, что они убьют Гвен Стейси. Но так нужно было сделать. И это оказалось сильнейшим эмоциональным моментом, просто шоком, электрическим импульсом, после которого выходишь из кинотеатра совершенно ошарашенным. Такие моменты на вес золота.
Да, можно сделать замечание по фильму. Питер ведет себя, как девчонка, колеблется, пытается расстаться с Гвен, потом мучается в слезах, как слюнтяй. Но право слово, по фильму он юноша. Людям его возраста свойственны эмоциональные перепады. Ничто человеческое супергероям не чуждо. Тем более что все это по делу, без перегибов. И никаких дурацких танцев!
Здесь показали судьбу родителей Питера, которой в трилогии Рэйми вообще и близко не касались. Получилось любопытно.
В итоге, "Thе Аmаzing Spidеr-mаn 2: Rise of Electro" является лучшим фильмом про Человека-паука на данный момент. Ни один другой фильм франшизы и близко не подобрался к нему, да уже и не подберется. Марк Уэбб показал, что супергерои не всесильны и спасти у них получается далеко не всех, включая самых близких. Настоящая суперсила кроется не в умении стрелять молниями или поднимать небоскребы, а в том, сможешь ли ты оправиться после эмоционального удара. Сможешь ли ты преодолеть неминуемое чувство вины, страх повторной неудачи, разочарование в себе. Хватит ли в тебе сил остаться таким, какой ты есть.
Боюсь, что все эти вопросы в фильмах Marvel (коим отчасти принадлежит Паук) подниматься никогда не будут в угоду массовости и популяризации супергероев. Я в этом окончательно убедился после просмотра уморительно-пустого "Тор 3: Рагнарек".